Вся территория Пражского Града разделена на дворы стенами. Один из самых популярных маршрутов Праги идет от Градчан к Пражскому Граду через Первый парадный двор. Несмотря на порядковый номер, этот двор является самым новым в Граде. Он появился в 1769 г. в период перестройки Града при Марии-Терезии.

Над воротами находится главная достопримечательность этого двора — каменные скульптуры работы И. Платцера, изображающие гигантов с ножом и дубиной, принадлежащие. Во дворе стоит почетный караул, в полдень торжественно сменяемый в сопровождении оркестра, на что неизменно собираются посмотреть туристы. Через каменную арку во флигеле, замыкающем Первый двор — Матиашевы ворота, построенные в 1614 г., можно попасть во Второй двор. На ворота обязательно стоит обратить внимание — это первое архитектурное сооружение в стиле барокко, построенное в Праге. 
Первоначально Матиашевы ворота, созданные архитектором Фияиппи, играли чисто декоративную роль, так как не были вписаны и стену, а располагались между рвами и мостами Града. Только при Марии-Терезии ворота были присоединены к флигелю Нового королевского дворца. На аттике флигеля находятся скульптуры, символизирующие мир, войну и различные военные эмблемы, установленные после войны 1770-1772 гг. Первоначально здесь стояли скульптуры работы И. Платцера, но в 1921 г. их заменили копиями. Название ворота получили в честь императора Матвея (Матиаша) П. На фронтоне имеется надпись, перечисляющая его титулы, под ней — императорский герб, а ниже — гербы принадлежавших ему земель. Из-за подъема грунта форма ворот была несколько искажена, в результате чего немного нарушились пропорции 2:1, чаще всего встречающиеся в архитектуре порталов Пражского Града. 
Ворота, построенные при Габсбургах, едва не снесли во время революции 1918 г. — настолько чехам была ненавистна память об этой династии, однако президент Масарик сумел спасти их. Второй двор появился во 2-й половине XVI в., а современный вид здания приобрели после нескольких переделок в конце XVIII в. Справа от входа во Втором дворе находится придворная часовня Св. Креста, построенная в 1764 г. На месте часовни во времена Карла IV располагалась кухня, в которой готовились угощения для пира по случаю коронации императора. Фасад часовни украшают скульптуры Петра и Павла. Во время перестройки часовни в 1856 г. у нее появились некоторые элементы в классическом стиле. 
В центре Второго двора находится созданный в XVII в. Леопольдов фонтан, который также называют Львиным. В этот фонтан туристы обычно бросают монетки. Недалеко от Леопольдового имеется еще один фонтан, гораздо более новый, установленный в 1967 г., рядом стоит колодец 1719 г., украшенный кованым решетчатым куполом. Напротив часовни находится арка, ведущая к Пороховому мосту. В Средние века деревянный Пороховой мост проходил над крепостным рвом и выходил в сад за Пражским Градом. Ров, называвшийся Оленьим, в ХVI-ХVШ вв. использовался для содержания крупной дичи, добытой на королевской охоте. В XVIII в. деревянный мост заменили искусственной насыпью с тоннелем. Слева от арки — здание Рудольфовой Галереи, в которой находится сохранившаяся часть коллекции произведений искусства Рудольфа II. До того как коллекция была разграблена шведами в 1648 г., в ней находились картины Рафаэля и Леонардо, а также единственный в мире экземпляр Сатанинской библии и волшебный фонарь — прообраз современного кинематографа. Из оставшихся после шведского нападения ценностей значительная часть была вывезена в Вену Габсбургами. По соседству с Галереей находится Испанский зал, построенный в 1606 г. Название зал получил благодаря своей отделке — во время правления Рудольфа II все самое современное и красивое принято было называть испанским. Существуют, однако, и другие версии происхождения названия, одна из которых гласит, что здание было построено на месте конюшни, где содержались лошади испанской породы, а другая — что в зале однажды принимали испанского короля. На фасаде находится изображение ордена Золотого Руна, который считался главной наградой Священной Римской империи. Зал многократно перестраивался, последнюю реконструкцию произвели в 1865 г. для коронации Франца-Иосифа, который, однако, отказался короноваться в Чехии.
|